Чукчи — народ, хранящий традиции своих предков. В настоящее время среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями, несмотря на крещение Русской православной церковью в начале ХХ века.
Особый интерес в культуре чукчей был к календарно-хозяйственным праздникам и некоторым семейным обрядам. Одним из главных чукотских праздников считался праздник байдары, который восходит к религиозным представлениям, что душу имеет все, что окружает человека. Издавна байдара была средством добычи морского мяса, и , чтобы вода приняла лодку во время охоты, чукчи устраивали специальный обряд. Для начала байдарку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса. После этого байдарку ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин лодки, рулевой, гребцы и остальные участники праздника. На следующий день байдарку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого ее спускали на воду.
Еще одним чукотским праздником является праздник кита, который проводился в конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы. Цель обряда — извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед богом Кэрэткуном — хозяином морских обитателей. Люди наряжались в праздничные одежды и распевали песни о том, что это не охотники убили животных, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Чукчи считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных и на следующий год у берегов снова появятся киты.
В конце марта — начале апреля чукчи проводили обряд Кильвэй, связанный с рождением оленят, которые появляются на свет в это время. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер, причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад, трением. Оленей встречали восторженными криками и песнями, чтобы отпугнуть злых духов. Музыкальным сопровождением служили бубны, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие береговые чукчи, которых заранее приглашали на праздник. И чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. Во время торжества мужчины - оленеводы забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, предназначавшейся семьям. После праздника обитатели стойбища делились на две группы. Старики, женщины и дети оставались на зимних стоянках, где собирали летом ягоды и растения. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Так что праздник молодого оленя для чукчей был еще и прощанием перед долгой разлукой.
Хотя условия жизни чукчей были тяжелыми, они находили время для праздников и танцев. Свои танцы они делили на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные, танцы-инсценировки, которые похожи на пантомимы, а также игровые и импровизационные . В своих подражательных танцах они отображали поведение зверей и птиц , например полет журавля, бег оленя, танец чайки или ут ки , повадки лебедя или ворона. Большинство плясок сопровождал о сь аккомпанементом бубна и варгана. Шаманы играли на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках — тонкой палочкой из китового уса. При этом бубен являлся семейной святыней, его звучание символизировало для чукчей « голос очага » . Известно о существовании струнных инструментов, которые представляли собой лютни для исполнения песенных мелодий. Смычок для лютней делали из китового уса, а струны — из жильных ниток либо кишок.
Музыкальный фольклор чукчей очень схож с музыкой соседних народов: коряков, эскимосов и юкагиров. К одной из его специфических особенностей относится феномен личной песни. Личная (персональная) песня — это песня, сочиненная человеком для себя или для другого лица. У чукчей каждый человек имел по меньшей мере три персональные песни, сочиненные для него в детстве, в зрелом возрасте и в старости. Детскую песню чукча получал в подарок от родителей. Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Личная песня служила песней-оберегом и несла в себе не только функцию защит ы от злых духов, но и становилась связующей нитью между настоящим и прошлым, воспоминанием об отце и о своем роде. Родовая (семейная) песня являлась личной песней умершего человека, наследуемой его потомками по мужской линии. Такая песня стояла в одном ряду со священными семейными реликвиями и передавалась из поколения в поколение в устной форме.
На протяжении многих веков чукчи создавали оригинальное декоративное народное искусство, в котором нашли отражение жизнь охотника, морского зверобоя, оленевода и их наблю дения за жизнью животных. Рисуя на деревянных предметах, чукчи изображали китов, моржей, морскую охоту, в качестве краски использовал ась сажа или кровь нерпы и моржа. Было развито и искусство резьбы по кости, причем этим промыслом могли заниматься исключительно мужчины. Женщинам доверял и шитье и вышивк у орнаментов.
У чукчей также богатое устное народное творчество. Основными жанрами фольклора были мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. А главным персонажем , как и во многих северных культурах, был Ворон — создатель мира, который дал чукчам различные предметы быта и учил их охоте, ремеслам и добыва нию ог ня . В своих мифах народ рассказывал о браке человека и животного, например кита, белого медведя, моржа, тюленя . В преданиях повествовал ось о войнах чукчей с соседними народами. А сказки разделялись на мифологические, бытовые и сказки о животных.
В наши дни народное искусство чукчей претерпело изменения, но сохранило свою этническую специфику: устное и музыкальное творчество продолжает передаваться от старших младшим, а для вышивки орнаментов используются традиционные материалы. Чукчи — один из немногих коренных малочисленных народов Севера , сохранивших свое автономное образование в российском этно культурном пространстве. Многие представители этого народа продолжают заниматься традиционным промыслом, сохраняя свой родной язык, культуру и веру в хозяина северной земли.