Вселенная, по представлению долган, состояла из трех миров: верхнего небесного, среднего земного и нижнего подземного. Верхний мир населяли божества и добрые духи — айыы. Люди и звери жили в среднем мире, там же обитали духи-хозяева каждой местности. В нижнем мире обосновались жуткие чудовища и злые духи абаасы, которые похищали душу человека и уносили ее в подземный мир, а потом поедали его тело.
Переходить из одной части мира в другую мог только шаман с помощью бубна и обрядового костюма во время камлания — ритуальных действий. По верованиям долган, шаманы обладали уникальными способностями: они предсказывали будущее и волю божественных представителей, помогали беременным «сохранить живот», могли узнать о пропавших вещах, о причине внезапной смерти или просили у духов исцеления и благополучия. При этом сами шаманы различались по уровню владения мастерством магии: тех, кто имел удила, колотушку и специальный ритуальный костюм, называли «уостуган ойун»; певцов-врачевателей, не имеющих бубна и костюма с погремушками, звали «ырыахыт»; а «муолин ойун» называли колдунов, умеющих обращаться за помощью к духам нижнего мира.
Чтобы изготовить бубен, шаман сначала спрашивал у духов указания, из какого дерева следует сделать обечайку (обод, основу). Для этого нужно было найти дерево с дуплом (обычно это была лиственница со сломанной вершиной, растущая у воды), в сумраке которого, по мнению долган, могли обитать духи. Бубен хранили в особом чехле вместе с ритуальным облачением, в него же клали кусок оленьего жира. Колотушку обычно изготовляли из березы. С выпуклой стороны ее обшивали оленьим камусом, а с вогнутой на рукоятке вырезали изображения человеческого лица. Сильные колдуны, как правило, имели три колотушки к бубну: одну из дерева, другую из кости, третью из рога. После смерти шамана его одежду оставляли около могилы, бубен прокалывали и вешали на ближайшем дереве. Но многие «слышащие духов» считали, что после смерти они воскреснут в сыне.
УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕННОЙ И ПРОВОДНИКИ
В МИР ДУХОВ
Несмотря на то что с ХIХ века долганы официально считались православными, в их поселениях, как и раньше, продолжала главенствовать вера в существование духов и одушевленность всей природы. Так, долганы верили, что домашний олень и собака относились к людям благожелательно и были их ближайшими друзьями. По поверью, домашние олени предупреждали своих хозяев об ожидающем их неблагополучии. Например, когда олень издает носом особые звуки, он предсказывает неудачную охоту, нападение волков на стадо, опасность заблудиться. Что касается собаки, когда она лаяла во сне, она предупреждала своих хозяев о предстоящем нападении волков на оленей.
У долган существовал целый комплекс запретов, правил и обрядов, связанных с охотой и использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их и не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом, они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Например, существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с трофеем, он должен был поделить ее между всем поселком, при этом лучшие куски отдать детям и старикам, а своей семье принести то, что останется.
Предания и наставления молодому поколению долганы передавали в виде сказок и песен, которые можно разделить на лирические, любовные и длинные. Так, старейшины исполняли песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Также в фольклоре были популярны рассказы-были, пословицы и поговорки, загадки, которые очень любили и дети, и взрослые. До наших дней сохранилось множество долганских сказок о животных с элементами волшебства и наставления. В преданиях и рассказах-былях отражены старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Что касается музыки, можно выделить эпический, обрядовый, инструментальный и фоносигнальный жанры. При этом обрядовую музыку с песнопениями, возгласами и игрой на бубне могли исполнять не только шаманы во время ритуалов, этот жанр был популярен и среди остальных жителей поселка, например, во время круговых плясок в сезонные праздники.
В настоящее время долганы — один из наиболее урбанизированных народов Таймыра. После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX века этот народ начал проживать семьями в поселках, застроенных типовыми домами (двух- и четырехквартирными), и практически прекратил заниматься оленеводством. Несмотря на это, долганский фольклор сохранил свою самобытность и сегодня.
Фотографии на странице: Александра Марчук/GeoPhoto, Издательство "Кириллика" и Ассоциация КМНС и ДВ