Раньше среди энцев имело большое значение, кто к какому роду или клану принадлежит. Кланы существуют и сейчас как семейные группы. Есть рода, про которые все помнят их традиционное название и которым соответствуют современные, сложившиеся уже довольно давно фамилии русского образца. Например, Бай – это Силкины, Мугади – это Болины, Чор – это Пальчины. Далеко не всегда понятно, откуда происходит русское слово, однако люди за это держатся. В современной жизни, по большому счету, это просто часть идентификации - как для русского или западноевропейца встретить однофамильца. А исторически у кланов были свои территории выпаса, общее имущество. Энецкая культура была патрилокальной и патрилинейной: жены приходили в семьи мужей. В этом смысле клан был единицей семейной, всё аккумулирующей.
Есть одна стоящая особняком история среди нынешних лесных энцев. Есть небольшая группа людей, связанных родством, – это энцы с фамилией Ивановы, у которых с принадлежностью к клану есть затруднения, поскольку они потомки русского купца, сын которого перешел к энцам и стал жить их традиционной жизнью.
Естественно, у энцев, ведущих кочевой образ жизни, есть разделение на мужские и женские обязанности. Однако в северных условиях совершенно нельзя себе вообразить ситуацию, чтобы в чуме были раздельные мужской и женский стол. Сложно представить себе и чтобы мужчина или женщина совсем не умели выполнять работу другого пола, потому что это залог выживаемости. Если в силу каких-то причин получалось, что на стойбище оставались два мужика, они сами делали всю женскую работу, они прекрасно умели шить или готовить. Если оставались женщины, они спокойно шли и оленей собирать, и рыбачить, и охотиться. Северная культура в этом смысле не столь радикально сексистская, как некоторые другие.
Когда энец хочет сказать «погода», используется то же самое слово, что для понятия «небо». Считается, что оно же обозначало и небесное божество, но это уже почти вышло из употребления вместе с представлениями о самих божествах. У нынешних энцев сложное отношение к идолам, которые раньше хранились в чумах. Они опасаются их хранить, считают, что не умеют с ними обращаться. Раньше же идолы обязательно передавались из поколения в поколение.
Погода же очень важна, поскольку определяет в Арктике всю жизнь. Представления о сроках времен года среди энцев немножко сдвинуты по сравнению с жителями средней полосы. Поскольку речь идет об очень северной территории, июнь на Таймыре - это все еще весна, поскольку где-то в первой декаде июня обычно начинается ледоход по Енисею. Весна, апрель – традиционное время для поездок в гости со стойбища на стойбище. С одной стороны светло, а с другой стороны, уже не так холодно (всего лишь -30 °C, а не -50 °C) и не такие сильные пурги. При этом всё еще есть снег, по которому ехать на санях намного проще, оленей можно запрягать меньше, и тянут упряжку они легче.
В отличие от таких приморских северных народов, как чукчи, энцы не славятся специфическими блюдами вроде квашеных в земле чаек. Кухня у них довольно простая: жаренная в костре или вяленая рыба, варево, которое готовится в котле «дизы». Это наваристый бульон из рыбы или мяса, куда сегодня часто закидываются также мука или рожки (так называются любые макаронные изделия). Есть, конечно, и более сложные блюда. А вот делать запасы съестного при этом не очень принято. Понятно, что если есть какое-то мясо или рыба и на улице мороз, то их заморозят. Мороз стоит бо́льшую часть года, так что это несложно. Но установки на большие заготовки совершенно нет. Ведь скоро откочуешь совсем в другое место. А новое место и новый день должны приносить пищу.
Фото: Ассоциация КМНС и ДВ, издательство "Кириллика"