Между миром людей и миром духов стоял посредник — шаман. Во многих эвенкийских поселениях возводился отдельный шаманский чум, отличавшийся от других чумов своим значительным размером. В нем устраивались церемонии провожания умерших, проходили воззвания к духам об исцелении больных (считалось, что болезнь — происк одного из злых духов) или камлания об удаче на охоте.
Некоторые ученые считают, что сама конструкция шаманского чума была моделью эвенкийской вселенной. Пространство чума украшали различные фигуры из дерева или меха, символизирующие духов-помощников, которые отвечали за решение различных проблем. Шаманы умело играли на многочисленных музыкальных инструментах, например бубнах и варганах. Согласно верованиям эвенков, музыка помогала установить более прочный контакт с духами во время камлания.
По представлениям эвенков, у человека была не одна, а несколько душ: одна душа — физическое тело, вторая — душа-тень, которая постоянно сопровождает человека в течение его жизни, а третья — «душа-судьба», предначертанная свыше, которая обитает не в самом человеке, а у истоков мифической родовой реки. В то же время существует и единая душа-жизнь, которой обладают не только люди, но и животные и даже предметы.
Фото на странице: Александра Марчук/geophoto.ru, Вадим Кантор