Существует несколько версий, как ханты появились на севере России. Одна из наиболее популярных утверждает, что их предками были древние угры, пришедшие на север России из Казахстана и Западной Сибири в I тысячелетии н. э. В результате смешения с самодийскими племенами (ненцами, энцами, нганасанами, селькупами и др.) постепенно образовалась новая самобытная народность — ханты.
Племена хантов делились на три группы: северные, восточные и южные, селились они в долинах рек Обь, Иртыш, Васюган, Конда и др. Сами себя ханты называли «хандэ», «хантэ», «ханти», «кантэк», что означало «человек». Русские купцы торговали с хантами начиная с XI века и до начала XX века называли их «остяками».

До конца XVI века ханты входили в состав Сибирского ханства. Во время похода Ермака в Сибирь (1581—1585 годы) часть хантов отчаянно сопротивлялась вторжению. Однако некоторые иртышские племена предпочли разойтись с русскими миром. «Тогда же крепкому и страшному в стране сей Ермакова оружию повиновался княжик Остяцкий именем Бояр: под область Московских государей приведя всю свою обладающую страну» (Г. Новицкий, 1795 год). Во время сибирских походов было разрушено 41 поселение хантов, сражавшихся за хана Кучума, множество было убито, тем не менее они сумели сохранить свою идентичность и не растворились среди других народов.

Возможно, так сложилось потому, что ханты вели полуоседлый образ жизни — зимовали в постоянных поселках, где в качестве жилищ строили землянки либо полуземлянки. Избы встречались редко. Здесь же находились хозяйственные постройки: сараи, помосты, свайные амбары и т. д. Весной ханты перебирались на промысловые угодья, где добывали зверя и рыбу, занимались собирательством. Ханты-оленеводы вели кочевую жизнь и жили в чумах. Зимой их покрывали оленьими шкурами, а летом — берестой. Такие же чумы использовали летом и ханты-промысловики. «Воровство почти неизвестно; дома никогда не запираются; имущества оставляются часто посреди тундры. Остяки вполне доверяют друг другу и живут как братья» (А. Кастрен, 1860 год).



ХАНТЫ ВЕЛИ
ПОЛУОСЕДЛЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Хантыйские племена состояли из нескольких родов, а каждый род — из нескольких семей, имеющих общее происхождение. По отчетам исследователей XIX века, некоторые роды насчитывали до тысячи человек. Члены рода считались родственниками, и браки между ними были запрещены.

У хантов допускалось многоженство, но женщины были бесправны, в замужество их продавали тому, кто больше заплатит. «В Обдорске (ныне город Салехард) дочь богатого человека стоит от 50 до 100 оленей; бедный продает свое дитя за 20 и за 25 голов» (А. Кастрен, 1860 год). Если муж умирал, жена ничего не наследовала. В то же время семьи одного рода, кочевавшие только вместе, всегда делились добычей и имуществом с бедными родственниками. «Остяк не покидает своего друга в нужде; не запирает двери для стучащегося в нее; охотно делится тем что у него есть; если богат — считает обязанностью помогать бедному» (А. Кастрен, 1860 год). Ученые уверены, что именно поэтому ханты никогда ни у кого не просили милостыни.

Каждый хантыйский род возглавлял «старшина». Старшины нескольких родов подчинялись своему ханту-«князю». Этот титул был утвержден формальным постановлением Екатерины II. Подчинялись хантыйские князья только государственным властям, их обязанность состояла в сохранении согласия между родами. Ни князья, ни старшины не получали жалованья, жили на подношения от членов родов, их статусы переходили по наследству.




РОДОВОЙ
УКЛАД
ЖИЗНИ
Несмотря на христианизацию, ханты сумели сохранить древнюю веру. С духами они общались через шаманов, но к высшему духу Труму (Туруму, Торум, Турм) обратиться не мог даже он, «ибо Турм говорит с людьми только гневным голосом грома и вихря. […] Он смотрит только на внутренние достоинства людей и по ним распределяет свои дары, не обращая внимания на молитвы и жертвы» (А. Кастрен, 1860 год). Также почитали ханты лесного духа Меанга, водного Кули; семиязыкую огненную старуху Най-эква, семейных духов и еще многих других. Священными считались кедр, лиственница, ель и береза. Особо почитали медведя, считая его своим предком. Клятва медведем была среди хантов сильнейшей.
СОВРЕМЕННЫЕ
ХАНТЫ
К началу ХХ века разрозненные племена хантов стали объединяться. Окончательно единый народ они образовали при советской власти. Сегодня ханты проживают в основном на территории Тюменской области, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Численность хантов в России составляет около 31 000 человек.

Ханты сохранили национальный язык, в котором насчитывается 13 диалектов. В свое время это создало большие трудности для советских лингвистов, больше 20 лет ушло на создание хантыйской азбуки и письменности. Первый хантыйский букварь появился в 1931 году, а последний — только в 1950-х годах.

Сегодня государство всячески способствует развитию хантыйского народа, возрождению и сохранению его самобытности и национальной культуры. Основные права хантов закреплены в федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», который дает им право на возмещение убытков, причиненных в результате деятельности государственных и частных компаний на принадлежащих им территориях. Многие ханты зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и занимаются заготовками оленины, рыбы, прочей сельхозпродукции, древесины и т. д.

В Салехарде выходит газета на хантыйском языке «Лух авт» («Ангальский мыс»), а в ХМАО — «Ханты ясанг» («Хантыйское слово»). Дети хантов могут обучаться в школах, где преподают в том числе и хантыйский язык, причем на разных диалектах.

Помимо языка, ханты сохранили старинные обрядовые праздники, которые активно поддерживаются местными властями, предпринимателями и некоммерческими структурами. Например, такой праздник, как День оленевода. Весной ханты-оленеводы съезжаются на оленьих упряжках в заранее оговоренное место, где устраивают гонки на оленях, на лыжах за оленями, соревнования в прыжках через нарты, метание тынзяна (аркан) на хорей (длинный шест для управления оленьей упряжкой).

Весной ханты также празднуют Вороний день («Вурна Хатл»), символизирующий наступление тепла. По окончании зимы вороны первыми прилетают на Север и начинают вить гнезда. В этот день нельзя рубить лес и шить, на березы вешают калачи и повязывают лоскутки ткани.

Во время нереста проводится праздник почитания Водяного духа — для него ставят у реки стол с пищей и угощают чаем, выливая его в реку. Только после этого обряда можно спускать лодки на воду.

Есть и другие праздники, но, пожалуй, самый важный — «Медвежьи игрища», праздник, который длится несколько дней. Охотники добывают медведя и приносят его в дом, где накрывают стол. На праздник съезжаются все родственники и соседи. Гости поют и танцуют, а затем варят медвежье мясо и едят. По верованиям хантов, убитый на охоте медведь остается «живым».

Особое внимание уделяется сохранению традиционных ремесел хантов: изготовлению национальной хантыйской одежды, плетению берестяной посуды, производству оленьих нарт, обласов (гребная долбленая лодка).

Кстати, существует легенда, что, когда Сталин находился в нарымской ссылке, ханты обучили его плаванию на обласе, на котором он впоследствии и сбежал. Полиция же не могла понять: как грузину удалось справиться с этой хантыйской лодкой?

СОХРАНЯЯ
ТРАДИЦИИ
Фотографии на странице: Издательство "Кириллика" и Ассоциация КМНС и ДВ