Ительмены верили, что каждый предмет или природное явление наделены духами и собственной жизнью. Они с почтением относились ко всему, что, по их мнению, могло принести им большое счастье или причинить большой вред. Также у ительменов существовали идолы, которые жили с ними на одной территории и защищали их. Например, во время постройки дома напротив очага в землю обязательно вбивался кол, который олицетворял домашнего бога Асусунагча. К этому колу ительмены привязывали растущую в местных краях траву эхей, иногда намазывали кол жиром и верили, что за это домашний божок дарует им удачу на промысле.
У ительменов существовал интересный обычай, связанный с гостеприимством и дружбой. К дружбе этот народ относился очень серьезно: когда ительмен предлагал человеку дружбу, он рассчитывал на взаимную помощь и поддержку в будущем. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, а перед приходом гостя жарко натапливал жилье и готовил большое количество еды. При этом в доме становилось настолько жарко от раскаленных в очаге камней, что и гость, и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. И пока он ел и потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, чтобы в доме становилось еще жарче. Кандидат в друзья должен был выдержать, съев все угощения и вытерпев жар, но удавалось это не всем. И тогда хозяин отбирал у побежденного гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых он приехал. В свою очередь тот от хозяина получал поношенную одежду, слабых собак и разбитые нарты.
Этот жест являлся неким испытанием нового друга, проверкой его на жадность. Многое зависело от того, как гость поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время аналогичный ритуал повторялся уже в доме гостя: на этот раз испытаниям подвергался тот, кто был хозяином. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и всегда помогали друг другу.
Своим главным торжеством ительмены считают осенний обрядовый праздник «Алхалалалай», который отмечается и в наши дни. «Алхалалалай» означает завершение хозяйственных работ, заготовки рыбы, полезных растений и ягод на суровую зиму. Этот праздник очищения длится несколько дней, и во время него ительмены благодарят природу за ее дары и просят о прощении за тот ущерб, который ей наносит человек своей деятельностью: охотой, рыбалкой и собирательством.
Раньше праздник начинался с обряда очищения жилища, который совершали старики и женщины, держа в руках пучки травы тоншич и приговаривая «Алхалалалай». После этого ительмены заменяли лестницу в зимнем жилище необработанным березовым стволом, который по традиции проносили в дом через дымовое отверстие в крыше. Далее из дома выносили всю собачью упряжь и все, что было связано с ездой на собаках, и также чистили. Обряд очищения заканчивался прохождением всех жильцов дома через кольцо из березовых веток и бросанием в костер пучков травы.