Ительмены являются удивительной народностью, которая скрывает много уникальных тайн и особенностей. Их предки умели жить под землей и над нею, поклонялись духам, но отпускали шутки в адрес великого создателя. Ительмены любят петь, танцевать и неординарно завязывают дружбу.
Считается, что название «ительмен» переводится на русский язык как «живущий здесь», «сущий», «местный житель». Ительмены являются коренными жителями полуострова Камчатка. В конце XVII века этот народ освоил почти всю территорию полуострова, а его численность составляла 12—13 тысяч человек. Сегодня общая численность ительменов значительно меньше, поэтому сохранение культуры и традиций этого народа является весьма важным делом в наши дни.

Жизнь на севере научила ительменов быть изобретательными и вносить разнообразие в будни. И это прослеживается во всем: от национальной кухни до обычаев и праздников.

Главным промыслом ительменов было рыболовство. Неудивительно, что основой национальной кухни служила рыба: ее коптили, вялили, сушили, варили в деревянных корытах с помощью раскаленных камней и заготавливали впрок, заквашивая в ямах. Для разнообразия рыбу и икру смешивали с ягодами и травами.
ЖИЗНЬ НАУЧИЛА ИТЕЛЬМЕНОВ БЫТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМИ
Главной пищей ительменов всегда была юкола — особым образом разделанный и высушенный на воздухе лосось. Таким же образом поступали с икрой, которую употребляли тоже в сушеном виде. Любили ительмены и клубни дикой лилии (сараны). Луковицы цветка толкли, смешивали с ягодами, а потом из получившейся муки делали лепешки. На праздники ительмены готовили блюдо «толкуша» (по-ительменски «сылк-сылк») из измельченной рыбы и ягод с добавлением растопленного жира нерпы.

В хозяйстве широко использовались деревянная, берестяная посуда и утварь из травы. Пищу готовили в деревянных корытах, заливали рыбу или мясо водой и варили при помощи раскаленных камней. Из травы плели корзины, циновки и накидки, а для ловли рыбы использовали сети из волокон крапивы. По заснеженной тундре ительмены передвигались на собачьих упряжках, а по рекам — на долбленых лодках.

Одежду ительменские женщины шили из шкур оленей, соболей и лисиц. В качестве иголок они использовали собольи кости, а нитки сучили из крапивы или оленьего волоса. Зимняя одежда, как мужская, так и женская, шилась мехом и внутрь, и наружу и представляла собой длинные шубы с капюшоном. Также мужчины и женщины носили штаны: зимой мехом внутрь, а летом — замшевые. В теплое время года ительмены часто донашивали старую зимнюю одежду, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. В помещении ительмены предпочитали носить одежду из тонких шкур: женщины надевали домашний комбинезон особого покроя, а мужчины — кожаную набедренную повязку.
ВО ВРЕМЯ ОХОТЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ САМОДЕЛЬНЫЕ ЛЫЖИ И СНЕГОСТУПЫ
Ительмены жили большими семьями, а их поселения располагались вблизи рыбных рек и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.

Зимние дома представляли собой большие полуземлянки с бревенчатыми стенами и плоскими крышами. Сверху дома присыпали травой и землей так, что снаружи жилища были похожи на небольшие круглые холмики. В каждом доме в центре потолка оставляли отверстие, которое одновременно служило и окном, и дымоходом, и дверью для мужчин — они спускались в жилье по бревну с перекладинами. Для женщин и детей сооружался наземный лаз сбоку дома, который назывался «жупан». В таких домах ительмены зимовали целыми родами, до 40—50 человек.
Летние жилища — свайные балаганы — строились на столбах и приподнимались над землей на 4—5 метров.
ТЕКСТ ХОДИЛЫ ЧАЩЕ ВСЕГО БЫЛ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ
Внешне из-за пирамидной формы крыш издали балаганы напоминали башни. Наверх, в жилище, вела узкая лесенка. Внизу, под домом, ительмены вывешивали рыбу для сушки. Позднее балаганы стали использоваться в качестве хозяйственных построек.

Любое дело ительменов сопровождалось песнопением. Песни — хóдилы — в основном сочиняли женщины, когда занимались собирательством или во время прогулки по берегу моря. Текст хóдилы чаще всего был импровизационным. В своих песнях ительмены допускали также легкое подтруднивание как над гостями своего жилища, так и над своими богами — традиционными верованиями ительменов были тотемизм, анимизм и фетишизм.


Сегодня официальной религией этого народа считается христианство, однако до второй половины прошлого столетия ительмены считали прародителем своего народа Ворона по имени Кутха или Кутга. Некоторые исследователи полагали, что он олицетворял холод, а его имя происходит от монгольского «кут» — «мороз». Кутха был женат на женщине по имени Хахи, которая отличалась необыкновенным умом и красотой. Как гласят легенды, много веков назад Кутха с женой жили около крупных северных рек и создали землю, где расселили своих потомков — ительменов.

Они также считали, что земля плоская и с так называемой «изнанкой» — подземным небом, где времена года шли наоборот: если у ительменов наступала зима, то под землей начиналась летняя пора. Ительмены были убеждены, что все живые существа, вплоть до букашки, воскресают после смерти и продолжают жить под землей. При этом жизнь в преисподней была гораздо веселее и приятнее, чем на земле: там меньше бурь, дождей и снега, всего есть вдоволь и население чрезвычайно многочисленно.
Ительмены верили, что каждый предмет или природное явление наделены духами и собственной жизнью. Они с почтением относились ко всему, что, по их мнению, могло принести им большое счастье или причинить большой вред. Также у ительменов существовали идолы, которые жили с ними на одной территории и защищали их. Например, во время постройки дома напротив очага в землю обязательно вбивался кол, который олицетворял домашнего бога Асусунагча. К этому колу ительмены привязывали растущую в местных краях траву эхей, иногда намазывали кол жиром и верили, что за это домашний божок дарует им удачу на промысле.

У ительменов существовал интересный обычай, связанный с гостеприимством и дружбой. К дружбе этот народ относился очень серьезно: когда ительмен предлагал человеку дружбу, он рассчитывал на взаимную помощь и поддержку в будущем. Закреплялся такой союз следующим обрядом: человек приглашал того, кого хотел видеть другом, к себе домой, а перед приходом гостя жарко натапливал жилье и готовил большое количество еды. При этом в доме становилось настолько жарко от раскаленных в очаге камней, что и гость, и хозяин раздевались догола. Затем гостю предлагалось съесть все, что приготовлено. И пока он ел и потел, хозяин лил холодную воду на раскаленные камни, чтобы в доме становилось еще жарче. Кандидат в друзья должен был выдержать, съев все угощения и вытерпев жар, но удавалось это не всем. И тогда хозяин отбирал у побежденного гостя все, что было при нем: одежду, собак и нарты, на которых он приехал. В свою очередь тот от хозяина получал поношенную одежду, слабых собак и разбитые нарты.
ИТЕЛЬМЕНЫ ПРОВЕРЯЛИ ДРУЗЕЙ НА ПРОЧНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЖАРА
Этот жест являлся неким испытанием нового друга, проверкой его на жадность. Многое зависело от того, как гость поведет себя в такой ситуации. Через некоторое время аналогичный ритуал повторялся уже в доме гостя: на этот раз испытаниям подвергался тот, кто был хозяином. И все повторялось сначала. Если оба выдерживали испытание, то становились настоящими друзьями и всегда помогали друг другу.

Своим главным торжеством ительмены считают осенний обрядовый праздник «Алхалалалай», который отмечается и в наши дни. «Алхалалалай» означает завершение хозяйственных работ, заготовки рыбы, полезных растений и ягод на суровую зиму. Этот праздник очищения длится несколько дней, и во время него ительмены благодарят природу за ее дары и просят о прощении за тот ущерб, который ей наносит человек своей деятельностью: охотой, рыбалкой и собирательством.

Раньше праздник начинался с обряда очищения жилища, который совершали старики и женщины, держа в руках пучки травы тоншич и приговаривая «Алхалалалай». После этого ительмены заменяли лестницу в зимнем жилище необработанным березовым стволом, который по традиции проносили в дом через дымовое отверстие в крыше. Далее из дома выносили всю собачью упряжь и все, что было связано с ездой на собаках, и также чистили. Обряд очищения заканчивался прохождением всех жильцов дома через кольцо из березовых веток и бросанием в костер пучков травы.
СЕГОДНЯ АЛХАЛАЛАЛАЙ ВХОДИТ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ
Сегодня обрядовый праздник «Алхалалалай» входит в сформированный Министерством культуры РФ национальный календарь событий, интересных для туристов. Современные ительмены отмечают торжество с большим размахом: во время праздника проводятся соревнования по ловле рыбы, приготовлению национальных блюд. Особым конкурсом считается танцевальный марафон, в котором участвуют все желающие. Суть танца — плясать на полусогнутых ногах без перерыва на протяжении нескольких часов. Помешать танцам не может даже плохая погода. И конечно, во время праздника проводится обряд очищения: все с помощью тех же березовых ветвей, сплетенных вместе, и огня.

Фото на странице: Виктор Гуменюк, tourister.ru, издательство "Кириллика"