Коряки — это коренное население северной части Камчатки. «Коряк» дословно переводится как «владеющий оленями» или «связанный с оленями». Сегодня представители этого народа проживают в разных регионах России, включая Чукотский автономный округ. Коряки смогли сохранить свою самобытную культуру и пронести ее сквозь века.
Первое упоминание о коряках было обнаружено в документах середины XVII века. Исследования корякских поселений указывают на то, что местные племена были знакомы с использованием металла задолго до прихода русских, уже в первом тысячелетии нашей эры. Металл коряки применяли для изготовления простейших орудий, а также для укрепления жилищ. По роду занятий и образу жизни исторически коряки делились на тундровых и береговых. Каждая группа говорила на своем языке и включала в себя несколько более мелких территориальных подгрупп. К тундровым корякам, или чавчувенам, относились каменцы, паренцы, итканцы и апукинцы. Главным родом их деятельности считалось оленеводство. Что касается береговых коряков, нымыланов, то среди них традиционно выделяли паланцев, карагинцев и алюторцев. Они вели оседлый образ жизни и занимались в основном рыболовством и собирательством. Часть улова, добытого, как правило, с весны по осень, обменивали на шкуры и мясо оленей. У коряков были хорошо развиты традиционные ремесла и промыслы: мужчины занимались резьбой по кости, рогу и дереву, а женщины в совершенстве владели мастерством плетения корзин, циновок, мешков из травы, а также славились умением вышивать изделия из кожи.
КОРЯКИ ДЕЛИЛИСЬ НА ТУНДРОВЫХ И БЕРЕГОВЫХ
Различия между тундровыми и береговыми коряками заключались не только в месте обитания и роде деятельности. Их быт тоже был устроен несколько по-разному, что обусловлено кочевым образом жизни первых и оседлостью вторых. Коряки селились общинами, а в семье было от 20 до 100 человек, которые жили в одном или нескольких домах. Во главе общины находился самый старший по возрасту мужчина. При этом коряки, живущие на берегу, индивидуально владели собственностью, а у обитателей тундры было общественное владение.

Тундровые коряки предпочитали переносные яранги — сооружения, состоящие из каркаса, покрытого оленьими шкурами. Внутри были очаг и гамаки для всех членов семьи. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и все теми же шкурами. Береговые коряки строили полуземлянки, которые располагались примерно в 3—10 километрах от побережья. Для того чтобы обустроить такое жилище, на глубине полутора метров устанавливались шесты-основы, которые заполнялись бревнами по 4—6 метров высотой. Позже под влиянием русских в XVIII веке коряки начали строить срубные деревянные жилища.

Средствами передвижения для коряков служили баты — лодки, выдолбленные из древесных отводов, и каркасные лодки — байдары, обтянутые шкурами. Зимой широко использовались лыжи и ездовые дугокопыльные нарты.

Питались тундровые коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители обычно ели мясо морских зверей и рыбу.
В СЕМЬЕ БЫЛО ОТ 20 ДО 100 ЧЕЛОВЕК. У ОБИТАТЕЛЕЙ ТУНДРЫ СОБСТВЕННОСТЬ БЫЛА ОБЩЕЙ
Во внешности для коряков характерны определенные черты: как правило, они небольшого роста, крепкие и стройные. Рот большой, обычно с пухлыми губами. Волосы, как правило, темные и очень густые. Традиционная одежда коряков сделана из оленьих шкур: мужчины носят рубашки и брюки, а женщины — комбинезоны под названием керкер. До конца XIX века береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур. Чтобы защититься от суровых холодов, коряки надевали шубы, особенность которых в том, что мех у них не только снаружи, но и внутри. На голове у коряка — традиционный теплый капор, украшенный бисером и мехом. Фасон головного убора отличается в зависимости от этнографической группы.
ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК КОРЯКОВ - КОЯНАЙТАТЫК (ПЕРЕГОН ОЛЕНЕЙ)
Несмотря на то, что сегодня подавляющее большинство коряков владеет русским языком, многие представители народа говорят и на своем традиционном, корякском языке, который насчитывает восемь разных диалектов. Своей письменности у народа не было: первый алфавит, созданный на основе латиницы, появился лишь в 1931 году. В 1950 году он был полностью реформирован и приведен к виду современного русского алфавита. Сегодня подавляющее большинство коряков исповедует православие, но при этом остаются сильны и традиционные верования, в том числе шаманизм. Коряки испокон веков верили, что душа есть у каждой вещи и предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес.

Главный праздник коряков называется Коянайтатык — перегон оленей. Его традиционно устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали возвращение солнца. В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

Основные жанры повествовательного фольклора коряков — мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки и песни. Общее корякское название музыкальных инструментов – г'эйнэчг'ын. Это слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, и флейту из борщевика, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен.
В ХХ веке коряки получили доступ к медицине и среднему специальному образованию. Это во многом улучшило социально-бытовые условия и положительно повлияло на качество жизни. Негативно же сказались активное освоение тундры и ухудшение экологии. Впрочем, трудности не мешают корякам бережно хранить свое культурное и историческое наследие. Даже сегодня в большинстве школ Корякской автономии на севере Камчатки детям преподают национальный язык, учат их азам рыболовства и оленеводства. Несмотря на малочисленность и небольшой регион проживания, корякам удалось сохранить свои обычаи и традиции для будущих поколений.

Фото на странице предоставлены издательским центром "Кириллика" и Ассоциацией КМНСиДВ