У нганасан разрешалось многоженство, но браки внутри одного рода были запрещены в течение трех поколений. Одна жена, как правило, всегда находилась при муже, занималась хозяйством, остальных он часто отправлял на работы в наем под проценты к кому-либо из соседей. Таким образом, муж получал деньги по процентам от найма, а жена приносила в дом свой заработок.
Кочевая жизнь нганасанов закончилась с приходом советской власти. В 1925 году нганасанские роды преобразовали в родовые советы, а «князцов» назначили их «председателями». Затем в 1931 году их вновь преобразовали, но уже в сельские советы. Начались коллективизация коренных жителей и принуждение к оседлой жизни в колхозах. В это же время советские лингвисты объединили всех авамских, вадеевских и яроцких самоедов в «нганасан», что в переводе означало «человек», «люди».
Этнограф А. Попов вспоминал, как летом 1937 года на собрании он впервые прочитал нганасанам устав производственной артели и провел беседу о сталинской конституции, а во время выборов в Верховный Совет СССР переводил им выступления городских политагитаторов.
Всех нганасан поселили в поселках Усть-Авам, Волочанка и Новая, где сегодня и проживает большая часть этого народа. Всего в России зарегистрировано 862 нганасана, из них полукочевой образ жизни сохранили только около 100 человек.
К концу 70-х годов домашнее оленеводство у нганасан почти прекратилось. Основным занятием стала охота на дикого оленя и пушного зверя, а также рыболовство. Этот тип хозяйства сохраняется и сейчас — мужчины занимаются промыслом, женщины работают в поселковых мастерских, изготавливают меховую одежду и сувениры.
В настоящее время нганасаны практически не ассимилируются с другими народами, хотя межнациональные браки распространены. Однако дети, рожденные в них, как правило, считаются нганасанами.
Люди этого народа до сих пор используют национальный язык и сохраняют собственную богатейшую культуру. Сегодня нганасанский фольклор, записанный этнографами за 100 лет изучения, насчитывает свыше 1500 страниц машинописного текста — героические поэмы о богатырях; сказки, сказания о животных и птицах, загадки, поговорки и т. д.
Нганасаны сохранили несколько национальных праздников, которые отмечают до сих пор. Например, Праздник Чистого чума (Мадуся) символизирует окончание полярной ночи. Его отмечают в конце января — начале февраля, когда солнце вновь появляется над горизонтом после долгой ночи. Нганасаны устанавливают большой чистый чум, в котором несколько дней подряд камлает шаман, прогоняя злых духов и призывая добрых. На звуки шаманского бубна к чуму собираются жители поселка, танцуют и устраивают игры. Все это действо должно призвать удачу и достаток нганасанам на целый год вперед.
В поселке Волочанка во время летнего солнцестояния ежегодно проводится праздник Аны'о-дялы (Большой день), когда нганасаны устраивают веселые игры и спортивные состязания.
Нганасаны обладают огромным песенным фольклором — есть песни-иносказания, личные, застольные, детские песни, колыбельные для укачивания детей, частушки и др. Сегодня эта часть культурного наследия нганасанов сохраняется в поселках Волочанка, Усть-Авам, в городе Дудинке учреждениями культуры и местными властями на самом разном уровне, пропагандируется молодежными коллективами кружка нганасанской песни «Хендир» и ансамбля «Дентадиэ». Однако традиционное песенное творчество, по мнению специалистов, сохраняется только в репертуаре нганасан старшего поколения.
Фото: Ассоциация КМНС и ДВ, издательство "Кириллика"